Death of the party
came as no surprise
Why did we bother?
- Blur
Аналитики игровой индустрии сходятся во мнении, что аркады в США окончательно умерли как серьезное общественное явление примерно в начале 2000-х. Глядя на SoulCalibur для «Дримкаста», начинаешь понимать причины без вскрытия.
Вы не видели этого мальчика?
Это сейчас слова «геймер», «нёрд» вызывают у «нормального» большинства снисходительные вздохи и усмешки. А когда-то аркады были почти так же популярны, как дискотеки. По крайней мере, по ту сторону Пиренеев. Лет двадцать назад для американского школьника (да и студента тоже) не было ничего плохого в том, чтобы потратить деньги вместо ланча на After Burner или Contra, но было ужасно стыдно оставаться слабаком, не способным сделать фаталити за Лю Канга и прокатиться на скейте по парапетам колледжа.Это сейчас мы наращиваем горбы в одиночестве перед монитором, замещая живое общение кооперативом в Left 4 Dead. Аркада же сама была социумом, местом, где не только играли, но и жили – полноценно, с драками за место у джойстика и сплетнями про старшеклассников. Не каждый посетитель аркады был нёрдом, вернее сказать, не каждый вырастал в нёрда или даже кидалта. Ведь это было модное времяпрепровождение, и массовое и нестыдное притом. Потому-то английский писатель Иэн Бэнкс и посвящает главу своего самого популярного романа автомату Space Invaders, режиссер Гас Ван Сент в своем дебюте Mala Noche обыгрывает тему дороги с помощью намковских гонок Pole Position, a T-1000 точно знает, где найти Джона Коннора.
И как же жалко, что по эту сторону железного занавеса ничего подобного и быть не могло. По крайней мере, за пределами НИИ или папиного офиса, куда не притащишься с кучей товарищей.
Гвоздь в крышку собственного гроба.
Однако уже на исходе 80-х мощь аркад пошатнулась стараниями домашних игровых консолей. Интересно, что делались эти консоли фирмами, начинавшими с аркад (Atari, Sega, и в какой-то степени Nintendo), и позиционировались они именно как «аркада дома». Конечно в 1990-м году Altered Beast и Michael Jackson’s Moonwalker на Genesis выглядели намного хуже оригинальных версий. Конечно, первые четыре «Мортал Комбата» появлялись на большинстве консолей в искромсанном состоянии. Но смерть аркады уже нельзя было предотвратить. Субкультура геймеров-автоматчиков практически распалась, превратившись в клуб для ностальгистов, компьютеры стали настолько дешевы, что появились почти в каждой американской семье, во многие дома пришел Интернет, вытеснитель личных встреч. Нужен был решающий удар, после которого можно было бы сказать, что эра, когда видеоигры равнялись на аркады – в прошлом. И этот удар-сеппуку нанесла сама Sega.Японский гигант никогда не имел больших дивидендов от консольного направления, за исключением короткого периода в самом начале девяностых, когда Genesis/Mega drive уделывал SNES, а компания владела третью рынка. Основные доходы получались именно от подразделения аркадных автоматов, а уже потом, удовлетворяя потребности исстрадавшихся консольщиков, на приставки выбрасывались обрезанные Virtua Fighter или Sega Rally. Выход на американском старте «Дримкаста» SoulCalibur – игры, серьезно и по всем пунктам превосходившей не только ее «кабинетного» предка от Namco, но и собственно сеговский Virtua Fighter 3, в каком-то смысле был похож на жест отчаяния.
Девушки SoulCalibur, сентябрьский выпуск
Пожалуй, впервые перед консольным портом не стояло привычной задачи повторить оригинал из темных галерей. Самый неискушенный в шейдерах взгляд должен заметить превосходство игры для Dreamcast. И невероятно то, что этот скачок был совершен всего за шесть месяцев портирования.Прежде всего, на «Дримкасте» заметно похорошели персонажи. Они не просто потеряли последние остатки угловатости, они стали намного более детализированы. Там, где раньше волосы состояли из одной сплошной текстуры, теперь мы видим несколько красивых прядей. А там, где одежда выглядела как ровное серое рубище, появились складки и потертости.
А уж девушки SoulCalibur – это отдельная статья, формата журнала GQ. Ни одна серия драк кроме Dead or Alive с ее пляжным волейболом не возбуждала такое… Не возбуждала среди геймеров… В общем, не возбуждала. Ни одна, да. Посмотрите лучше на Софитию поближе, поймете, о чем я.
Running with scissor-hands
Мне не хочется дотошно описывать местную боевую систему, детально разбираться в особенностях персонажей. Нет ничего интереснее, чем познакомиться со всем этим самому, без подсказок, и продлить время, проведенное с игрой, тем более, что SoulCalibur крайне терпелива к новичкам. Укажу лишь на то самое главное, что выделяло и продолжает выделять этот файтинг среди прочих.Это - свобода. Вот самое верное слово, передающее впечатление от SoulCalibur.
Свобода передвижения по рингу. Впервые в истории трехмерных файтингов можно не просто совершать куцые рывки в сторону, но долго и упорно бегать вокруг оппонента. С компьютером пятнашки не очень работают, но с менее опытным другом это может вылиться в потрясающие кружева на ринге с пронзающими воздух остриями лезвий.
Свобода атак и блоков. Вот то, что способно поразить и хардкорщиков, и казуальных игроков. Несмотря на наличие обширнейшего списка команд, SoulCalibur не требует пономарского заучивания ударов и комбо. Приемы проходят или не проходят сами собой, как в жизни, ведь настоящая драка не состоит из high kick, low punch, hadouken. Здесь надо следить за оппонентом, чутко реагировать на его действия, всегда держать в уме варианты контратак.
Интересно, что постановка боя в чем-то походит на такие старые проверенные файтинги, как Dragon: Bruce Lee Story и TMNT:TF. Там тоже все решалось не суперударами и хаотичным тыканьем кнопок (привет фанатам Энди Гордо!), но пониманием своей позиции, сильных и слабых сторон соперника, чувством ситуации. Файтинг от Namco выводит эту концепцию на новый уровень. Пусть создатели игры и не пытались пунктуально препарировать настоящий бой с оружием, как Square в сверхреалистичном Bushido Blade, но SoulCalibur прекрасно подведена к знаменателю, гласящему, что «в драке побеждает не булава, а голова».
Кто с мечом к нам придет
Да, маститые персонажи и многоплановая боевая система способны удерживать интерес игрока в короткий период действия жетона. Но консольщики привыкли проводить с геймпадом куда больше времени, чем те полчаса-час, которых хватает на аркадный режим. Поэтому история о зловещем Мече Души и его владельце пирате Сервантесе дополнена на «Дримкасте» с помощью многочисленных режимов и открываемого контента. Верховодит здесь продолжительный и разнообразный Mission Battle.Ноги этого режима растут из Edge Master Mode, появившегося в версии Soul Blade для Playstation. Там надо было путешествовать за персонажа по обширной карте, сражаясь по строго определенным правилам, раскрывая сюжет игры и вовлеченных в нее бойцов. Здесь, в общем-то, предлагается то же самое, только труба повыше, да дым погуще. Игроку доступна почти вся Азия с кучей «Арен», на каждой из которых нужно вступить в бой (и не один) со строго определенными правилами. Тут нас засасывает зыбучий песок, тут на героя набрасывается сразу двое противников, а тут... Ну, хватит спойлерить, вариантов схваток будет предостаточно.
За успешное выполнение миссий начисляются очки, на которые можно открыть новые арены и рисунки из огромной картинной галереи, пересказывающей сюжет игры. Честно говоря, ради одного только этого режима и стоит видеть именно версию для Dreamcast. Вы неожиданно для самих себя будете возвращаться к приставке, чтобы добыть что-нибудь новое – арену, рисунок в галерее, костюм для персонажа. А еще не забудьте, что первые восемь прохождений Arcade Mode откроют вам ровно столько же дополнительных героев, в том числе эксклюзивного для «Дрима» Сервантеса. Ну и кто захочет вернуться в аркаду после всего этого?
---
Шесть лет спустя третья часть игры создавалась уже специально для Playstation 2, а потом проследовала в аркады с заявлениями разработчиков об «исправленном и дополненном SoulCalibur III». На деле из игры вырезали кучу персонажей, а подкрученный баланс игроки толком и не заметили. Старый король умер, да здравствует новый, можете выносить тело.
P.S. Не советую связываться с версией для XBLA – режим Mission Battle оттуда вырезан, все секретные персонажи и картинная галерея открыты с самого начала. Скукота и позорище.